Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция (или метод ASI = Ayers Sensory Integration) — это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы:
- зрительную
- слуховую
- обонятельную
- тактильную
- проприоцептивную
- вестибулярную
Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет ребенку:
- Выстраивать отношения с другими людьми
- Заботиться о себе и своих близких
- Приобретать самостоятельность в повседневной жизни (концепция СИ базируется также на знаниях эрготерапии)
Впервые понятие сенсорной интеграции было сформулировано Джин Айрис, лечебным педагогом и эрготерапевтом. Впоследствии ею был разработан метод терапевтического вмешательства, целью которого является устранение нарушений сенсорной интеграции. Метод известен как ASI.
Показания:
- РАС
- Задержки психомоторного развития
- ДЦП
- СДВГ
- Нарушение эмоционально-волевой сферы
- Центральные нарушения координации
- Spina bifida
По мере взросления нейротипичный ребёнок развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать сенсорную информацию.
Благодаря эффективной обработки этой информации формируется:
- Правильная регуляция эмоций
- Социальные навыки
- Игровые навыки
- Эффективная мелкая и крупная моторика
Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребёнка правильно выполнять задания, координировать правильные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи.
Занятия по сенсорной интеграции очень увлекательны и нравятся детям.