Кастильо Моралес
"Кaстильо Моралес" - концепция комплексного реабилитационно-терапевтического подхода для детей и взрослых с нарушениями коммуникации, сенсорики, ротовой и лицевой области.⠀
В 1977 году концепцию разработал доктор из Аргентины – Рудольфо Кастильо Моралес (1941-2011).⠀
Метод эффективен при работе как с детьми, так и взрослыми (в рамках неврологической реабилитации).⠀
Показания:⠀
- Нарушения МЫШЕЧНОГО ТОНУСА (гипотония, гипертония, дистония)
- ДЦП и др. неврологические заболевания у детей и взрослых
- Нарушения функции СОСАНИЯ и ГЛОТАНИЯ у недоношенных детей
- Дети с задержкой СЕНСОМОТОРНОГО развития
- ГЕНЕТИЧЕСКИЕ синдромы(синдром Дауна, Прадера-Вилли, Пьера Робен и др)
- Пациенты с диагнозом РАСЩЕЛИНА губы и неба
- Взрослые и дети с ПАРЕЗОМ и параличом лицевого нерва (клинически одно из проявлений опущение угла рта)
- Пациенты после черепно-мозговых травм, оперативных вмешательств
ВАЖНО в концепции КМ:
- Коммуникация самого пациента. Артикуляция и выразительность мимики являются тонкими скоординированными движениями нашей мышечной системы и чрезвычайно важны для нашего общения.
- Такая координация и регуляция также необходимы, чтобы ЕСТЬ и ПИТЬ без труда.
- Позитивное и продуктивное общение с пациентом.
- Прикосновение, зрительный контакт, мимика или жесты.
Терапевт "Кастильо Моралес" должен найти на всех уровнях действенные способы общения, чтобы пациент смог его понять (и тяжëлые пациенты не исключение!)
При КМ стимулируются МЫШЦЫ, участвующие в речевом процессе: ⠀
- Дыхательные мышцы грудной клетки
- Мышцы, контролирующие позиционирование головы
- Лицевые мышцы
- Мышцы полости рта
Патологическое напряжение этих мышц приводит к трудностям при закрытии губ, поиску груди, сосании, глотании, позже жевании.⠀
⠀
Одни и те же группы мышц участвуют в производстве звуков речи, поэтому трудности в области физиологических функций приводят к нарушениям артикуляции.⠀
СУТЬ подхода концепции "Кастильо Моралес " состоит в том, что работа ведëтся СО ВСЕМ ТЕЛОМ пациента. ⠀
Трудности, возникающие в области рта и лица, взаимосвязаны с нарушением сотрудничества и координации ВСЕЙ мышечной системы.⠀
Работа с маленькими детьми основывается на индивидуальной программе профилактики нарушений речи:⠀
- Стимулирование сенсорно-моторной связи с особым упором на чувство равновесия, проприоцептивную систему и экстероцептивное ощущение.
- Вибрационные техники, которые направлены на изменения напряжения (патологического тонуса) мышц.
- Терапия, направленная на работу с телом (стабилизация тела и стимуляция ротовой и лицевой области.
- Стимуляция внутри рта, которая воздействует на рефлекторные реакции в области рта и лица.⠀
- Упражнения с вестибулярными ортодонтическими пластинами для регуляции носового дыхания и коррекции напряжения мышц + стимуляция языка.
- Формирование способности правильно питаться у детей с патологическим мышечным напряжением.
- Кормление.
Основные техники:⠀
- Прикосновение
- Поглаживание
- Давление
- Растяжение
- Вибрация
ВАЖНО: правильное позиционирование ребëнка И помощь в совершении движения.
С маленькими детьми работа ведëтся на коленях терапевта или на материнском теле, чтобы дать ребëнку наивысший уровень уверенности, повысить самооценку, стимулировать мотивацию при решении новых задач, стоящих перед ним. ⠀
- Составляется индивидуальная программа на основе концепции Кастильо Моралес
- На каждом занятии прорабатываются несколько пунктов, которые наиболее актуальны для ребёнка в данный момент
"Кастильо Моралес" сочетается с такими методиками, как:
- Войта
- ЛФК
- Бобат
- ПНФ
- Коррекция стоп по методу Цукунфт-Хубер
- Занятия на Галилео
- Занятия с нейропсихологом
- Сенсомоторная интеграция